укр рус eng
 

Новости Киевской ТПП

Военное положение само по себе не является форс-мажором

С 28 ноября в 10 областях Украины вводится военное положение сроком на один месяц. Бизнес еще не знает, как это может отразиться на его деятельности – в частности, усложнит ли выполнение контрактов. И можно ли будет, при возникновении каких-либо сложностей в работе с контрагентами, сослаться на форс-мажорные обстоятельства. Начальник юридического отдела Киевской торгово-промышленной палаты, заместитель председателя и судья Постоянно действующего третейского суда при Киевской ТПП, кандидат юридических наук Наталия Химчук рассказала что такое форс-мажор, кто может определить наличие форс-мажора и почему факт введения военного положения – это еще не форс-мажор.

Слово «форс-мажор» –  французское, и термин этот – очень давний, как и многие термины, касающиеся торговли. Однако в украинском правовом поле толкование понятия «форс-мажор» как таковое не дается, у нас это называется «обстоятельства непреодолимой силы». Термин «обстоятельства непреодолимой силы» появился только с принятием 16 января 2003 года Гражданского кодекса Украины в новой редакции. Статья 617 Гражданского кодекса говорит о том, что если одна из сторон нарушает обязательства по договору, то она может быть освобождена от ответственности за такое нарушение в том случае, если оно произошло вследствие обстоятельств непреодолимой силы.

В законе Украины «О торгово-промышленных палатах в Украине» есть статья 14 прим., содержащая перечень обстоятельств, которые могут быть признаны обстоятельствами непреодолимой силы, причем перечень этот не является исчерпывающим. Но такими обстоятельствами не могут считаться отсутствие денег у должника или отсутствие на рынке товара, необходимого для исполнения обязательств.

Слово «форс-мажор» сегодня используется очень часто, но далеко не все до конца понимают, что именно оно подразумевает. Например, не каждый пожар может быть признан форс-мажором. Потому что если пожар произошел в результате поджога, то это уже уголовно наказуемое деяние конкретного человека. А вот если молния попала в дерево, и выгорел участок леса, то это уже может быть форс-мажором, потому что это произошло не в связи с чьей-то волей, желанием или действием.

Когда я хочу объяснить заказчику, что такое «форс-мажор» на уровне самых простых понятий, то обычно я говорю: форс-мажор – это когда некому предъявить претензии за случившиеся неприятности. Звучит не очень корректно, но многим именно такое сравнение помогает понять суть форс-мажора.

Форс-мажорные обстоятельства почти всегда требуют подтверждения и засвидетельствования, и порядок засвидетельствования выведен в отдельный документ, который называется Регламентом о порядке засвидетельствования Торгово-промышленной палатой Украины и региональными торгово-промышленными палатами форс-мажорных обстоятельств (обстоятельств непреодолимой силы). В этом документе прописан алгоритм процесса определения форс-мажора как такового, и что должно исследовать уполномоченное лицо, которое имеет право подписывать сертификат о форс-мажоре.

Уполномоченных лиц, имеющих право выдавать сертификат о форс-мажоре, не очень много в стране, но, как правило, один такой специалист есть в каждой региональной торгово-промышленной палате. И каждый такой уполномоченный имеет соответствующий сертификат, которым определяется компетенция уполномоченного лица изучать, анализировать поданные заказчиком документы и делать выводы – есть ли в представленных документах доказательства наличия форс-мажора или нет.

Договаривающиеся стороны не всегда вносят в контракт раздел о форс-мажоре, и в таком случае в силу вступает статья 617 Гражданского кодекса Украины как акта, юридическая сила которого выше, чем юридическая сила контракта. И, наоборот, иногда в контрактах перечень форс-мажорных обстоятельств контрагенты заполняют терминами и наименованиями, которые не соответствуют законодательству, и в таком случае раздел контракта о форс-мажоре может быть признан ничтожным в судебном порядке.

Исследование обстоятельств и документов на предмет наличия или отсутствия форс-мажора, на самом деле, очень интересный процесс, потому что нужно найти причинно-следственную связь между тем, что произошло, и последствиями того, что произошло, и соединить их географический и хронологический аспекты. Например, в 2017 году многие украинские компании пострадали от вируса Petya, однако наша Палата выдала всего лишь один сертификат о форс-мажоре, потому что только у одного предприятия были документы, доказывающие, что именно в связи с этим вирусом компания не смогла выполнить одно из своих обязательств.

Аграрные компании к нам также обращаются за получением сертификата о форс-мажоре, и у них, как правило, обстоятельства непреодолимой силы связаны с гибелью урожая, и при этом чаще всего причиной фигурируют погодные (метеорологические) условия или явления. Но это не означает, что плохая погода всегда может быть признана форс-мажорными обстоятельствами. Потому что за каждым урожаем стоит агроном, который обязан отслеживать метеосводки, принимать меры по дополнительному орошению поля в случае необходимости и т.п. За урожаем также стоит семенной фонд и тот, кто отвечает за качество семян. Также есть такой фактор, как средства защиты растений, которые нужно вовремя вносить. Поэтому в процедуре определения наличия обстоятельств форс-мажора всегда очень много различных нюансов. Исследование – это всегда глубокая аналитическая работа.

Политические события в стране не являются форс-мажором сами по себе. Например, в 2014 году в Украине началась антитеррористическая операция (АТО), и было много фактов, когда компании или люди не могли выполнить свои обязательства из-за начала боевых действий в Донецкой и Луганской областях. В тот период торгово-промышленные палаты выдавали большое количество сертификатов о форс-мажоре. Однако, если предприятие заключает контракт уже после начала АТО, например, в 2017 году, то АТО уже не может быть форс-мажором, потому что риски невыполнения обязательств уже являются предпринимательскими рисками – бизнесмены, образно говоря, должны были учесть такой фактор, как АТО.

Исходя из всего вышесказанного, можно сказать, что сам по себе факт введения Верховной Радой Украины военного положения в некоторых областях не является форс-мажорным обстоятельством. Форс-мажором может быть признано то, что кто-то может сделать или, наоборот, не сделать в связи с фактом введения военного положения. И при этом нужно будет исследовать нюансы и причины произошедшего факта. АТО, пожар или военное положение сами по себе не являются форс-мажором. Форс-мажорными обстоятельства могут быть определены только по результатам аналитического исследования специалистом, который имеет компетенцию и полномочия для проведения такой работы.

Автор: Наталия Химчук

Читайте также:Презентация тренинга курса «EUREM - Европейский енергомереджер (ТПП)»Вышел новый информационный бюллетень № 34Киевская ТПП проводит совместное заседание членов палаты и Международного Трейд-клубаКалендарь международных выставок и мероприятий 2019Приглашаем на 2-й тренинговый курс EUREM «Европейский энергоменеджер (ТПП) / European EnergyManager (CCI)»ТОП-20 самых важных событий конца 2018 и начала 2019 года для бизнеса и предпринимателейГеннадий Чижиков: «Украина должна стать популярной – в модные страны инвестируют»Владельцы, руководители, специалисты малого и среднего бизнеса изучили практические особенности транспортной логистикиУспешные предпринимательницы поделились своими историями успехаДостижения за год являются надежным фундаментом развития Палаты

Календарь событий

Январь 2019
ПнВтСрЧтПтСбВс
123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
28293031
ул. Б. Хмельницкого, 55,
Киев,  01054, Украина
info@kcci.org.ua
тел: +380 44 482-0301
факс: +380 44 482-3966
Киевская торгово-промышленная палата.
© 2014 Все права защищены.
Разработка сайта - Exipilis